ТОНКИЕ СТРУНЫ ДУШИ

Герберт фон Караян                    

«Главным дирижером Европы» назвал как-то Караяна один из видных музыкальных критиков. И это название справедливо вдвойне — так сказать, и по форме, и по содержанию. В самом деле: за последние полтора десятилетия Караян возглавлял большинство лучших европейских оркестров: он был главным дирижером Лондонской, Венской и Берлинской филармоний, Венской оперы и миланского театра «Ла Скала», музыкальных фестивалей в Байрёйте, Зальцбурге и Люцерне, Общества друзей музыки в Вене... Многие из этих постов Караян занимал одновременна, едва успевая перелетать на своем спортивном самолете из одного города в другой, чтобы провести репетицию, концерт, спектакль, запись на пластинки. Но он успевал все это и, кроме того, еще интенсивно гастролировал ло всему миру.

Однако определение «главный дирижер Европы» имеет и более глубокий смысл. Вот уже несколько лет как Караян оставил многие из своих постов, сосредоточившись на руководстве Берлинской филармонией и весенним фестивалем в Зальцбурге, который он сам организует с 1967 года и где ставит оперы Вагнера и монументальные творения классики. Но и сейчас не найдется на нашем континенте, да, вероятно, и во всем мире, дирижера (за исключением, быть может, Л. Бернстайна), который мог бы соперничать с ним по популярности и авторитету (если иметь в виду дирижеров его поколения).

Караяна часто сопоставляют с Тосканини, и для подобных параллелей есть немало оснований: двух дирижеров роднит и масштаб дарования, и широта музыкального кругозора, и гигантская популярнесть. Но, пожалуй, главным их сходством можно считать удивительную, порой непостижимую способность всецело завладевать вниманием музыкантов и публики, передавать им невидимые токи, рождаемые музыкой. (Это ощущается даже в записях на пластинки.)

Для слушателей Караян — гениальный артист, который дарит им мгновения высоких переживаний. Для них Караян — дирижер, которому подвластна вся многогранная стихия музыкального искусства — от творений Моцарта и Гайдна до современной музыки Стравинского и Шостаковича. Для них Караян — артист, с одинаковым блеском выступающий и на концертной эстраде, и в оперном театре, где Караяна-дирижера нередко дополняет Караян-режиссер.

Караян предельно точен в передаче духа и буквы любой партитуры. Но всякое его исполнение при этом отмечено глубокой печатью индивидуальности артиста, которая столь сильна, что ведет за собой не только оркестр, но и солистов. Лаконичными жестами, лишенными всякой аффектации, часто подчеркнуто скупыми, «жесткими», он подчиняет своей неукротимой воле каждого оркестранта, захватывает своим внутренним темпераментом слушателя, раскрывает перед ним философские глубины монументальных музыкальных полотен. И в такие мгновения его небольшая фигура кажется гигантской!

Десятки опер ставились Караяном в Вене, Милане и других городах. Перечислять репертуар дирижера значило бы вспоминать все лучшее, что есть в музыкальной литературе.

Можно очень много говорить и об интерпретации Караяном отдельных сочинений. Десятки симфоний, симфонических поэм и оркестровых пьес композиторов разных эпох и народов прозвучали в его концертах, записаны им на пластинки. Назовем лишь некоторые имена. Бетховен, Брамс, Брукнер, Моцарт, Вагнер, Верди, Бизе, Р. Штраус, Пуччини — вот композиторы, в интерпретации музыки которых талант артиста раскрывается с наибольшей полнотой. Вспомним хотя бы концерты Караяна у нас в 60-х годах или «Реквием» Верди, исполнение которого Караяном в Москве с артистами миланского театра «Да Скала» произвело неизгладимое впечатление на всех слышавших его.

Мы попытались нарисовать облик Караяна — таким, каким его знают во всем мире. Конечно, это лишь эскиз, штриховой набросок: портрет дирижера наполняется живыми красками, когда слушаешь его концерты или записи. Нам остается напомнить о начале творческого пути артиста...

Караян родился в Зальцбурге, в семье врача. Способности и любовь к музыке проявились у него столь рано, что уже пятилетним мальчуганом он публично выступал как пианист. Затем Караян учился в зальцбургском «Моцартеуме», и руководитель этой музыкальной академии Б. Паумгартнер посоветовал ему заниматься дирижированием. (И по сей день Караян остается отличным пианистом, - изредка выступающим с исполнением фортепианных и клавесинных произведений.) С 1927 года молодой музыкант работает дирижером сперва в австрийском городе Ульме, затем в Ахене, где становится одним из самых молодых в Германии главных дирижеров. В конце тридцатых годов артист переезжает в Берлин и вскоре занимает пост главного дирижера Берлинской оперы.

После войны известность Караяна очень скоро вышла за пределы Германии — тогда его и стали называть, «главным дирижером Европы»...

 

Артуро Тосканини

Родился в Парме (Италия) 25 марта 1867 в семье портного. В девять лет он был принят в Королевскую музыкальную школу в Парме. Занимаясь в классах виолончели, фортепиано и композиции, получил стипендию в одиннадцать лет, а в тринадцать начал выступать как профессиональный виолончелист. В 18-летнем возрасте с отличием окончил консерваторию и был принят в передвижную итальянскую оперную труппу как виолончелист и помощник хормейстера. Труппа отправлялась на зимний сезон в Бразилию. 25 июня 1886 из-за пререканий между постоянным дирижером труппы, менеджерами и публикой Тосканини пришлось встать за дирижерский пульт при исполнении Аиды Верди в Рио-де-Жанейро. Он продирижировал оперой наизусть. Так началась его дирижерская карьера, которой он отдал около 70 лет.

Первый итальянский ангажемент Тосканини получил в Турине. В течение последующих 12 лет он дирижировал в 20 итальянских городах и городках, постепенно завоевывая репутацию лучшего дирижера своего времени. Он провел премьеру Паяцев Леонкавалло в Милане (1892); его пригласили дирижировать первым исполнением Богемы Пуччини в Турине (1896). В 1897 он женился на дочери миланского банкира Карле де Мартини; от этого брака родилось четверо детей, но один сын умер в младенчестве.

В течение 15 лет Тосканини был ведущим дирижером миланского театра «Ла Скала». С 1898 по 1903 он делил свое время между зимним сезоном в «Ла Скала» и зимним сезоном в театрах Буэнос-Айреса. Несогласие с художественной политикой «Ла Скала» заставило Тосканини в 1904–1906 покинуть этот театр, потом он вернулся туда еще на два года. В 1908 очередная конфликтная ситуация побудила дирижера покинуть Милан. Так он в первый раз приехал в США, где в течение семи лет (1908–1915) был дирижером «Метрополитен-опера». С приходом Тосканини, который привлек в театр таких певцов, как Энрико Карузо, Джеральдина Фаррар и других крупнейших музыкантов того времени, началась легендарная эра в истории оперного театра в США. Но и здесь Тосканини выразил несогласие с художественной политикой и в 1915 уехал в Италию, где после окончания войны снова стал главным дирижером «Ла Скала». Этот период (1921–1929) стал эпохой блестящего расцвета «Ла Скала».

В 1927 он стал главным дирижером Нью-Йоркского филармонического оркестра, с которым выступал в течение двух предыдущих сезонов как гастролер. В 1930 он отправился с оркестром в первое европейское турне. Этот пост Тосканини оставил в 1936, после 11 проведенных сезонов. В Европе он дважды дирижировал на байройтских вагнеровских фестивалях (1930–1931), на зальцбургском фестивале (1934–1937); основал свой собственный фестиваль в Лондоне (1935–1939) и дирижировал также на фестивале в Люцерне (1938–1939). В 1936 он способствовал организации Палестинского оркестра (ныне Израильский филармонический оркестр).

Завершающий и самый известный период жизни Тосканини начался в 1937, когда он провел первый из 17 сезонов радиоконцертов с Симфоническим оркестром Нью-Йоркского радио (NBC). С этим оркестром он совершил турне по Южной Америке в 1940, а в 1950 объехал США с ансамблем оркестровых музыкантов.

После сезона 1953–1954 Тосканини покинул оркестр Нью-Йоркского радио. Он умер во сне в своем доме в Ривердейле (шт. Нью-Йорк) 16 января 1957.

 

Валерий Гергиев

Валерий Гергиев окончил Ленинградскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова по классу симфонического дирижирования у профессора Ильи Мусина. В 23 года одержал победу на конкурсе дирижеров имени Герберта фон Караяна в Берлине и еще студентом консерватории был приглашен в Кировский (ныне Мариинский) театр. В возрасте 35 лет Валерий Гергиев был избран художественным руководителем оперной труппы, а с 1996 года является художественным руководителем-директором Мариинского театра.

В Мариинском театре Гергиев вырастил плеяду певцов мирового уровня. Под его руководством значительно обогатился оперный и балетный репертуар театра. Ныне в нем представлен самый широкий спектр произведений – от музыкальной классики XVIII-XX вв. до современных композиторов. 
Среди самых ярких событий – исполнение в Мариинском театре всех опер Прокофьева и Шостаковича, возвращение на петербургскую сцену опер Вагнера «Лоэнгрин», «Парсифаль», «Летучий голландец», «Тристан и Изольда». Впервые в истории российского театра Гергиевым была осуществлена постановка тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга» (2003) на немецком языке, европейская премьера которой в Баден-Бадене (2004) была отмечена германскими СМИ как поистине историческое событие в музыкальной культуре. В июне 2005 года с большим успехом состоялось исполнение «Кольца нибелунга» в Москве, затем в Южной Корее и Японии. В сезоне 2006–2007 гг. тетралогия Вагнера была представлена в США, Великобритании и Испании. 
В 2009 году под руководством Гергиева был осуществлен международный проект постановки оперной дилогии Берлиоза «Троянцы», который дал толчок серии концертных исполнений оркестром, хором и солистами Мариинского театра этого произведения в России, Израиле и США.

Гергиев создал и руководит такими международными фестивалями, как «Гергиев фестиваль» (Нидерланды), Московский Пасхальный фестиваль и музыкальный фестиваль «Звёзды белых ночей» (Петербург), который авторитетный австрийский журнал Festspiele Magazin включил в десятку лучших фестивалей мира.

Благодаря усилиям Валерия Гергиева в 2006 был построен Концертный зал, что существенно расширило репертуарные возможности труппы и оркестра. Этот театрально-концертный комплекс высочайшего уровня отличается исключительной акустикой. В Концертном зале Мариинского театра не только исполняются оперы и филармоническая музыка, но также осуществляется запись произведений лейбла Mariinsky. Созданный по инициативе Валерия Гергиева в 2009 году лейбл Mariinsky уже выпустил пятнадцать дисков. В 2010 запись оперы «Нос» – первый проект лейбла – получила премию MIDEM Classical Awards.

Большое внимание уделяет маэстро программам для детей и юношества, он возродил практику абонементов для этой аудитории и бесплатные концерты для студентов.

Известен Валерий Гергиев и своей активной позицией в защиту гуманистических идеалов. Так маэстро выступил инициатором проведения мировой серии благотворительных концертов под названием «Беслан. Музыка во имя жизни», которые прошли в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Токио, Риме и Москве. В августе 2008 года под управлением маэстро состоялся концерт-реквием перед разрушенным зданием Дома правительства Южной Осетии (город Цхинвал).

С 2007 Валерий Гергиев – главный дирижер Лондонского симфонического оркестра, он также сотрудничает с Венским филармоническим оркестром, оркестром Ла Скала, Нью-Йоркским и Роттердамским филармоническими оркестрами. Он входит в состав Совета по культуре и искусству при Президенте России и возглавляет оргкомитет XIV Международного конкурса им. Петра Ильича Чайковского.

В феврале 2010 года Ученым советом Санкт-Петербургского государственного университета Валерий Гергиев был избран деканом факультета искусств.

За свою музыкальную и общественную деятельность Валерий Гергиев был удостоен множества премий и наград. Среди них: звание народного артиста России (1996), Государственные премии России (1994 и 1999), правительственные награды Германии (Крест I-го класса «За заслуги»), Италии (Grand'ufficiale dell'Ordine al merito), Франции («Орден искусств и литературы»), Нидерландов («Рыцарь ордена Нидерландского Льва»), Японии (орден «Восходящего солнца»), почетное звание «Артист мира ЮНЕСКО», премия Шведской королевской музыкальной академии Polar Music Prize.  Из трех представленных в рейтинге российских оркестров Мариинский занял в нем самую высокую строчку. В 2009 году Королевское Филармоническое общество Великобритании назвало Валерия Гергиева «Дирижером года». Одна из последних наград маэстро – европейская премия Glashütte Original Music Festival Prize 2010 года за поддержку молодых талантливых музыкантов. В 2011 году Валерий Гергиев стал почетным президентом Эдинбургского международного фестиваля. В ноябре 2011 авторитетный французский журнал «Классика» назвал его «Артистом года».

© orkestrant

Конструктор сайтов - uCoz